Дата и время (пример использования объекта Date)
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
НБУ курс доллара
Качественное и недорогое решение задач по праву na-5-5.ru

Педагогічна психологія (МАУП)

 

10 стр., 90 грн.



Тема 1: Педагогическая психология как отрасль психологической науки 
1. В чем состоит связь педагогической психологии и возрастной психологии? Укажите на различия в предметах исследования этих наук.
2. Почему педагогическую психологию считают проектирующей наукой? Что именно она проектирует?
3. Кого в истории психологии считают первым представителем отечественной педагогической психологии ХУ века? За что?
4. Когда педагогическая психология начала развиваться как самостоятельное направление психологии? С чем это связано?
5. Кому из отечественных ученых принадлежит мысль о том, что для содействования всестороннему психическому развитию человека, необходимо изучить его во всех отношениях?

Тема 2. Теоретические основы изучения учебной деятельности
1. Какое понятие шире «обучение», «учение» или «научение»? Аргументируйте свой ответ.
2. На основании какого вида научения (механизма) активизируются инстинктивные формы поведения?
3. При наличии каких условий возможно приобретение новых форм поведения на основании условнорефлекторного научения?
4. Прокомментируйте свой ответ на примере условного рефлекса на время и позу при кормлении ребенка.
5. Какой вид научения срабатывает в ситуации, когда актуальная задача решается в непосредственной обстановке посредством практических ориентировочных действий?
6. Какой психологический фактор успешности обучения не учитывается в работе с одаренными детьми, если они постоянно решают слишком легкие для их уровня умственного развития задачи?

Тема 3: Психология обучения
1. Каким образом обучение решает воспитательные задачи?
2. Целью учебных задач, которые решает ученик является:
А) изменение самого действующего субъекта (ученика);
Б) изменение предметов, с которыми производятся действия?
3. Почему развитость мотивационной сферы в структуре учебной деятельности является главным условием эффективности учения?
4. Чем отличаются ситуативные побуждения к учебной деятельности от личностных? Наведите свои примеры этих побуждений и укажите, какие из них имеют больший мотивационный потенциал.

Тема 4: Психологические основы обучения знаниям, умениям и навыкам
1. Какие методические приемы Вы рекомендуете использовать в процессе формирования знаний учеников о млекопитающих, когда речь идет о внешнем сходстве некоторых представителей других классов (например, кит принадлежит к млекопитающим, хотя внешне очень напоминает рыбу)? Какие мыслительные операции активизируются в случае применения предложенных Вами приемов? Имейте в виду, что в этом случае может наблюдаться расхождение между жизненным опытом ученика и научным содержанием изучаемых знаний.
2. Чем отличается научное понятие от житейского (спонтанного)? Почему важно содействовать формированию системы именно научных понятий?
3. Одним из важных внешних условий переноса знаний является осознание состава знаний и приемов, а среди внутренних - сознательность усвоения знаний и приемов. В чем отличие этих условий?
4. Чем характеризируется поверхностность мышления ученика? Чему необходимо его научить (каким приемам умственной деятельности), чтоб избавиться от этого недостатка.
5. Почему алгоритмизация обучения препятствует развитию творческого продуктивного мышления? В каких случаях она уместна?

Тема 5: Условия эффективности формирования умственных действий и приемов учебной деятельности
1. Что является главным условием осознания человеком объекта восприятия?
2. Укажите на основные отличительные признаки чувственности и наглядности?
3. Можно ли говорить о наглядности объектов, которые человек не может воспринять благодаря непосредственному чувственному восприятию?
4. Почему картинки с изображением ярких предметов неуместны при обучении дошкольников счету?
5. Почему ориентировочная основа действия является важной предпосылкой формирования умственных действий?

Тема 6: Психология воспитания как психологическое обоснование педагогически целесообразных условий развития личности
1. Наведите пример воспитательной ситуации. Четко укажите возраст и индивидуально-психологические особенности ученика, на которого направлены воспитательные воздействия взрослого с указанием того, как воспитатель (взрослый) учитывает необходимую схему воспитательного воздействия в этом случае.
2. Как можно объяснить тот факт, что человек демонстрирует нравственное поведение в присутствии авторитета, задающего соответствующие образцы и контролирующего их соблюдение, но в его отсутствии ведет себя, игнорируя нормы и принципы морали? Какой психологический аспект нравственного воспитания отсутствует в данном случае?
3. Почему в подростковом возрасте, когда сильно развита потребность в самоутверждении в статусе взрослого, часто проявляется аффект неадекватности? Какова его психологическая природа?
4. Какой вывод относительно эффективности механизма подражания можно сделать по результатам эксперимента Н.Миллера и Дж.Долларда? Как его можно учитывать в процессе воспитания? Наведите соответствующие примеры.

Тема 7: Психологические основы оптимизации процесса личностного развития, предупреждения и преодоления девиаций
1. Почему применение наказания как приема воспитательной работы требует четкой аргументации со стороны воспитателя?
2. Учитель неоднократно указывал Кате на недопустимость подсказок с ее стороны, когда отвечает ее соседка по парте и подруга Оля. В этот раз за такое поведение он поставил ей двойку в журнал. Какой вид смыслового барьера проявился в этом случае? Как следовало бы поступить учителю в этом случае?
3. Почему постоянно повторяющиеся нотации учителя, причем одного и того же содержания (при этом учитель считает, что он проводит воспитательную работу) не имеют никакого воспитательного эффекта?
4. В чем состоят воспитательные возможности ученической группы?

Тема 8: Психология опрашивания и педагогической оценки
1. Почему опрашивание содействует развитию умственных действий учеников?
2. Как можно объяснить тот факт, что постоянное получение низких оценок, в конечном счете, начинает восприниматься человеком с гораздо меньшими переживаниями, чем это было в начале, и утрачивается их мотивирующие влияние?
3. При каких условиях мы можем говорить о высокой степени валентности стимула?
4. Укажите существенные отличия процессуальной и результативной педагогических оценок.
5. В чем состоит социально-специфический характер педагогической оценки? Наведите конкретные примеры.

Тема 9: Психология педагогической деятельности и личности педагога
1. В чем состоит отличие функциональной задачи от задачи педагогической? Как они связаны между собой? Приведите пример.
2. Как связаны между собой дидактические и академические способности педагога? Можно ли говорить о высоком уровне реализации дидактических способностей, если уровень развития академических достаточно низкий?

3. Почему коммуникативные способности занимают такое важное место в структуре педагогических способностей?

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru