Дата и время (пример использования объекта Date)
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
НБУ курс доллара
Качественное и недорогое решение задач по праву na-5-5.ru

Вікова психологія (МАУП)

 

45 стор., 70 грн.

 

Тема 1. Возрастная психология как отрасль психологической науки.

1. Прокомментируйте связь теоретических и практических задач возрастной психологии.

2. Почему теория рекапитуляции относится к биологизаторскому направлению в возрастной психологии?

3. Почему биологизаторские, социологизаторские концепции, теория конвергенции являются ограниченными? В чем состоит их односторонность?

4. Исключите из списка проблемы, которыми не занимается возрастная психология (обозначьте неправильные варианты):

А) движущие силы и закономерности психического развития в онтогенезе;

Б) особенности развития познавательных, эмоционально-волевых процессов, становления мотивационной сферы, характера, способностей, мировоззрения, самосознания;

В) особенности организации педагогических воздействий на детей;

Г) новообразования, появляющиеся в результате развития на протяжении определенного возрастного периода, которые свидетельствуют о переходе индивида от нижних ступеней развития к высшим;

Д) условия, определяющие особенности психического развития;

Е) индивидуальные различия между детьми.

Тема 2. Факторы и закономерности психического развития

1. Какое понятие шире: «развитие» или «формирование»? Аргументируйте свой ответ.

2. Можно ли назвать противоречия, которые возникают между детьми и взрослыми, движущими силами развития. Аргументируйте свой ответ.

3. Если особенности психического развития ребенка обусловлены характером процесса внутриутробного развития, то о каком факторе психического развития идет речь?

4. Почему биогенетические концепции психического развития считаются ограниченными, однобокими?

5. Можно ли деятельность, которой ребенок посвящает большую часть своего времени, назвать ведущей?

Тема 3. Периодизация возрастного развития

1. Раскройте взаимосвязь между социальной ситуацией развития, ведущим видом деятельности и возрастными новообразованиями как факторами определяющими содержание психического развития на определенном возрастном этапе.

2. Когда возникают возрастные новообразования: в начале возрастного периода или в конце? Аргументируйте свой ответ.

3. В чем суть Комплекса Эдипа (Электры)? На какой стадии психосексуального развития по З.Фрейду они возникают?

4. Какая сфера личности развивается в тех видах деятельности, которые относятся к системе «ребенок — общественный взрослый»?

5. Что представляет собой кризис возрастного развития согласно Д.Б.Эльконину?

Тема 4. Психология младенчества

1. Почему фаза новорожденности считается кризисным периодом?

2. Почему цепляние («рефлекс обезьяны») является атавистическим безусловным рефлексом?

3. Что принимается в качестве признака перехода ребенка с критической фазы новорожденности на стабильный период младенчества?

4. Какое место занимают хватательные движения в умственном развитии ребенка в период младенчества?

5. Чтобы Вы рассказали родителям годовалого ребенка об особенностях его поведения, которые обратились к Вам с жалобами на его капризность и упрямство, не свойственные ему раньше?

Тема 5. Психология раннего возраста

1. Почему предметная деятельность является ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста? Аргументируйте свой ответ и наведите соответствующие примеры.

2. Объясните высказывание: «Внешние ориентировочные действия ребенка раннего возраста интериоризируются во внутренние перцептивные».

3. Какая из поведенческих характеристик кризиса трех лет проявляется в данном примере? Аргументируйте свой ответ. Ребенка зовут с улицы домой и он отказывается уходить. Заявив, что будет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, лакомством, гостями), хотя и совершенно с унылым видом.

4. Обратитесь к теме «Факторы и закономерности психического развития» и вспомните, что является движущей силой психического развития, а также какова природа возрастных кризисов. А теперь прокомментируйте с этой точки зрения кризис 3-х лет (какие противоположности вступают в борьбу в этот период, что привело к их обострению?).

Тема 6. Психология дошкольника

1. Назовите основные компоненты сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

2. Какой мотив для ребенка дошкольного возраста имеет большую силу: поощрение, получение награды или наказание?

3. Что является важным условием произвольного запоминания в дошкольном возрасте?

4. Что означает смещение аффекта с конца к началу действия в дошкольном возрасте?

5. Почему с психологической точки зрения требования обещаний и клятв от ребенка дошкольного возраста является бесполезным в плане организации его деятельности и поведения?

Тема 7. Психология младшего школьного возраста

1. Что означает появление внутренней жизни ребенка младшего школьного возраста? Сравните в этом плане его с дошкольником.

2. Что является физиологической основой развития произвольного поведения в младшем школьном возрасте?

3. Обоснуйте с психологической точки зрения необходимость развития ретроспективной самооценки младшего школьника в учебной деятельности.

4. Почему мышление ребенка младшего школьного возраста называется конкретным (по Ж.Пиаже)?

5. Как Вы можете прокомментировать тот факт, что в начале учебы в школе все дети, как правило, стремятся дружить с отличниками, а в конце младшего школьного возраста можно наблюдать, что дети стремятся дружить с теми, кто особенных успехов в обучении не демонстрирует.

Тема 8. Психология подростка

1. В чем проявляется кризисность подросткового возраста? Какие факторы выступают основой кризисных явлений?

2. В чем суть критичности мышления подростков?

3. Назовите признаки роста мыслительной активности подростков.

4. Какие ситуации могут вызывать у подростка с аффектом неадекватности острые эмоциональные реакции? Наведите пример.

5. Почему подростки склонны к девиантному поведению?

Тема 9. Психология ранней юности

1. Сравните особенности общения с родителями в подростковом и юношеском возрасте.

2. Что в психологическом плане представляют собой аскетизм и интеллектуализм старшеклассников по отношению к любви?

3. Когда можно говорить о сформированности жизненного плана старшеклассника?

4. Что такое личностное самоопределение?

5. Как Вы думаете, почему в тренингах личностного роста, направленных на оптимизацию процесса личностного самоопределения, работают с самооценкой, участников, учат их осознанию собственных целей, средств их достижения? Аргументируйте свой ответ на основании Ваших знаний о сущности личностного самоопределения.

 

Рейтинг@Mail.ru